Мой сайт
Главная | Регистрация | Вход
Пятница, 10.05.2024, 06:30
Меню сайта
Мини-чат
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 3
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » 2014 » Апрель » 2 » ПРОМЫШЛЕННО
04:51
 

ПРОМЫШЛЕННО

2.4. оффшорные зоны и компании, схемы их функционирования

Оффшорные зоны, как видно из схемы классификации ЗСП (рис. 2), относятся к типу функциональных и виду сервисных. Они появились на третьем этапе эволюционного развития ЗСП в середине 60-х годов XX ве- ка. Их появление было предопределено объективным процессом расшире- ния границ интеграции мирового хозяйства, увеличением степени откры- тости экономик целого ряда стран. Это неизбежно сопровождалось соот- ветствующим развитием товарно-денежных отношений, растущей взаимосвязанностью экономик всех государств, их финансовых рынков, что привело к возникновению повышенного спроса на посреднические финансовые услуги и операции. В качестве таких посредников и стали оффшорные зоны.

Впервые термин «off shore» был применен в Великобритании, что бу- квально означает «вдали от берега». Применительно же к посреднической функции в области финансово-кредитных отношений этот термин следует толковать как «не подпадающий под национальное регулирование».

Оффшорная зона – это небольшие островные государства или терри- тории, предпринимательская деятельность которых связана с привлечени- ем иностранных капиталов путем предоставления налоговых и других льгот при проведении финансово-кредитных операций с иностранными резидентами и в иностранной валюте.

Оффшорные компании – иностранные фирмы и дочерние предпри-

ты только за рубежом.

Таким образом, принципиальным и особенным признаком оффшор- ной юрисдикции является запрет деятельности зарегистрированных в дан- ной оффшорной зоне предприятий, тогда как в других видах ЗСП их дея- тельность является основной. Из этого следует, что оффшорный бизнес представляет собой деятельность фирм и компаний вне юрисдикции како- го-либо государства своей принадлежности.

Цель правительств стран, учреждающих оффшорные зоны, состоит в создании необходимых условий для развития своих национальных эко-

номик на основе концентрации внешних финансовых ресурсов через фи-

нансово-банковские институты и интенсификацию банковской деятельно- сти; развитие методов управления в области финансов, бухгалтерского учета, банковской, страховой деятельности и оказания соответствующих профессиональных услуг своим клиентам; развитие внешнеэкономиче- ской деятельности в регионе, создание новых рабочих мест и обеспечение занятости населения.

Определенные выгоды (преимущества) имеют и учредители офф-

шорных компаний. В частности, для российских компаний оффшорный

бизнес делает легитимным уход от налогов или их уменьшение, что по- зволяет повысить свой инвестиционный потенциал. Создаваемые офф- шорные компании обеспечивают выход на международный рынок услуг финансового сервиса, возможность использовать наиболее привлека- тельные финансовые и инвестиционные инструменты по управлению рисками. Так, разместив через оффшорную компанию средства в на- дежном зарубежном банке, можно обезопасить себя от политических, экономических потрясений и других рисков. Наряду с этим, на деятель- ность оффшорных компаний распространяется сравнительно мягкий административный контроль со стороны государственных органов. Оффшорная юрисдикция позволяет им держаться вдали от реальных и потенциальных конкурентов.

Таким образом, смысл оффшорного бизнеса российских предприни-

мателей заключается в том, что за рубежом появляется новый «самостоя- тельный» субъект хозяйственных отношений, который полностью нахо- дится под контролем российского предпринимателя. Внешне оффшорная компания может выглядеть как независимый зарубежный партнер россий- ской фирмы. На этом и построена наиболее распространенные способы налогового планирования с использованием механизма оффшоных компа- ний (40, 49).

Реформирование российской экономики, расширение масштабов международного сотрудничества предопределили включение и России

в оффшорный бизнес, а с появлением ФПГ этот вопрос стал еще более

актуальным. К концу XX века в разных оффшорных юрисдикциях функ-

ционировало более 60 тыс. российских оффшорных компаний(16, с. 11-

13; 23; 38).

Планируя создание дочерних предприятий в оффшорных зонах, необ-

Выбор страны регистрации дочерней компании, ее юрисдикции опре-

деляется, прежде всего, уровнем налогообложения, а также степенью же-

сткости государственного контроля за коммерческой деятельностью такой компании и размером затрат на ее создание. С учетом этих факторов все страны мира, где учреждены и функционируют оффшорные зоны, разде- лены на 3 большие группы (1, с. 11-13).

Первую группу представляют крупнейшие промышленно развитые страны (Великобритания, Германия, Италия, США, Франция, Япония). В оффшорных зонах этой группы стран достаточно высокий уровень на- лога на прибыль (40-50\% чистой прибыли), хозяйственная деятельность зарегистрированных компаний строго регламентирована, действуют спе- циальные правовые нормы по ограничению внутрифирменных операций и использованию зарубежных фирм в целях уклонения от налогов. Законы этих стран устанавливают достаточно большой минимальный размер ус-

тавного капитала для акционерных обществ. Например, в Германии он со- ставляет 100 тыс. марок, во Франции – 500 тыс. франков. Для ООО этот капитал значительно меньше.

Вторую группу составляют страны с умеренной системой налого-

обложения (Австрия, Ирландия, Лихтенштейн, Люксембург, Нидер- ланды, некоторые кантоны Швейцарии и др.). В оффшорных зонах этих стран при достаточно высокой ставке подоходного налога (30-

40\%) применяется система специальных налоговых льгот, касающихся деятельности компаний определенных типов (торговых, финансовых, холдинговых) и механизма перевода доходов и репатриации прибылей. Так, обычно снижены налоги на вывоз дивидендов, банковского про- цента, платежей роялти и некоторых других видов доходов. Для этой группы стран характерны либеральные валютный и таможенный режи- мы. Через их оффшорные зоны обычно осуществляют «транзит» капи- талов и доходов на них. Оффшорные зоны этих стран рассматриваются как зоны налоговых льгот.

К третьей группе относятся административные территории и госу- дарственные образования, законодательства которых отличаются вы- сокой степенью либеральности и значительным снижением или отсут- ствием налогов на прибыль. По этой причине они известны в деловом мире как «налоговые гавани». Это, как правило, карликовые государ- ства Европы (Андорра, Гибралтар, Мальта, Монако), «независимые» острова Великобритании (Джерси, Гернси, Сарк), страны Центральной Америки (Панама, Коста-Рика) островные государства Карибского бас- сейна (Нидерландские Антилы, Багамские, Бермудские, Вергинские, Каймановы острова и др.).

Оффшорные зоны именно этой группы стран пользуются вниманием иностранных инвесторов, о чем свидетельствует число зарегистрирован- ных в них оффшоных компаний. Так, к концу 90-х годов XX в. лидерами по числу оффшорных компаний были Панама (120 тыс.), Лихтенштейн (40 тыс.), Антильские острова (30 тыс.), Кипр (28 тыс.), Каймановы остро- ва (25 тыс.), Гибралтар (22 тыс.) и ряд др. (16, с. 12; 47, с. 18).

Привлекательность оффшорных зон этой группы стран обеспечивает-

ся следующими особенностями их законодательства.

Во-вторых, налог на прибыль либо отсутствует, либо его ставка не

превышает 4\% (на Кипре – 4,25). При отсутствии налога на прибыль взи- мается ежегодный сбор, который в разных странах устанавливается в пре- делах от 100 до 1000 долл. в год в зависимости от размера уставного капи-

тала оффшорной компании, но независимо от размеров получаемого ею дохода. Налоги на вывоз доходов на капитал не взимаются.

В-третьих, здесь максимально упрощена процедура регистрации.

В частности, минимальный размер уставного капитала регистрируемой компании не регламентируется, личности владельцев этих фирм не под- лежат разглашению, кроме уголовно наказуемых операций (мошенниче- ство, незаконная торговля оружием, наркотиками и т.п.); анонимность владельца может обеспечиваться выпуском акций на предъявителя; реги- страция компаний обходится значительно дешевле, чем в оффшорных зо- нах стран первой и второй групп. Так, если в этих странах размещение компаний стоит 4-5 тыс. долл., то в «налоговых гаванях» расходы по соз- данию оффшорных компаний составляют от 500 до 3 тыс. долл.

банках, осуществлять и получать платежи в любой валюте и вывозить ва-

люту без каких-либо ограничений.

вплоть до выполнения этих функций секретарской фирмой по доверенно-

сти владельца. Стоимость секретарских услуг может различаться, но обычно она составляет порядка 2 тыс. долл. в год.

В-шестых, в большинстве оффшорных зон этих стран нарушение на-

логового и таможенного законодательства не считается уголовным пре- ступлением. Предоставление налоговых деклараций и отчетов по ведению учета в компаниях здесь не требуется, а единственной формой отчетности является финансовый отчет.

Оффшорные компании, размещаемые в оффшорных зонах, могут за- ниматься различной деятельностью. В зависимости от поставленной цели российские инвесторы могут создавать в оффшорных юрисдикциях дочер- ние фирмы следующих возможных функциональных направлений:

а) агентские, которые специализируются на рекламно-информацион- ной, представительской деятельности и благодаря этому способствуют развитию деловых связей, повышению результативности маркетинга и улучшению «имиджа» материнского предприятия;

б) торгово-посреднические и экспортно-импортные, которые повы- шают эффективность внешнеторговой деятельности, способствуют сниже- нию издержек по экспортно-импортным операциям на основе исключения услуг оптовых посредников;

в) производственного профиля (включая производство услуг), в т.ч. сборочные, ремонтные, позволяющие использовать иностранные ком- плектующие и тем самым адаптировать экспортируемый товар к требо- ваниям внешних рынков, перейти к зарубежным производственным и

технологическим стандартам; предприятия по совместной реализации инвестиционных проектов с участием иностранных партнеров, строи- тельству объектов в других странах, по проведению НИР и ОКР за ру- бежом с участием российских предприятий и внедрению результатов отечественных НИОКР на иностранных предприятиях; по транспортно- экспедиторскому обслуживанию внешнеторговой деятельности; по про- даже и лицензированию технологии и других объектов интеллектуаль- ной собственности, что обеспечивает использование и ее охрану путем получения патентов на изобретения и т.п.;

г) инвестиционного и финансового профиля, к категории которых относятся холдинговые компании, позволяющие эффективно управлять капиталом путем вложения средств в акции и другие ценные бумаги, в иностранные банки, недвижимость и другие активы, и которые полу- ченные доходы могут вновь реинвестировать за рубежом; финансовые компании, специализирующиеся на кредитовании зарубежных филиалов материнской фирмы и осуществляющие международный перевод кре- дитных ресурсов, учредительных капиталов и доходов на них; страхо- вые компании, позволяющие получить экономию от внутрифирменного страхования (16, с. 6-7).

Оффшорные страны и зоны условно делятся на универсальные и спе- циализированные. Большая их часть является универсальной, т.е. предос- тавляющие льготные условия налогообложения и функционирования не- зависимо от вида деятельности зарегистрированной компании. К числу таковых относятся, например, Бермудские, Виргинские, Каймановы ост- рова, Кипр.

К узкоспециализированным относятся такие, как Швейцария (инве- стиционный и банковский профиль), Австрия (банковские услуги для фи- зических лиц), Лихтенштейн (инвестиционная деятельность), Монако (на- логовое планирование для физических лиц), Нидерланды (инвестиционная деятельность) и др.

В сфере оффшорного бизнеса отмечается определенная ориентация отдельных оффшорных зон на пользователей из определенных стран. Так, например, известна ориентация Гибралтара, островов Джерси и Гернси на максимальный учет индивидуальных и корпоративных потребностей кли- ентов из Великобритании и Северной Ирландии. Оффшорные зоны Ка- рибского бассейна ориентированы, в основном, на пользователей из США и Канады.

Для открытия и начала деятельности оффшорной компании необхо-

димы следующие документы:

- регистрационное свидетельство;

- учредительный договор;

- устав;

- протокол первого общего собрания директоров;

- доверенность;

- трастовая декларация.

При открытии оффшорной компании обычно пользуются услугами специализированных учреждений – секретарских (или адвокатских)

компаний, которые оказывают их на коммерческой основе.

Характер функционирования созданной оффшорной компании можно рассмотреть на примере широко развитого страхового бизнеса (рис. 4).

Российская фирма страхует в российской страховой компании в на-

циональной валюте (рублях) например, имущество, в т.ч. такое, которое в деловой практике обычно не страхуется, поскольку шансы его утраты ни- чтожны. Далее эти риски перестраховываются в учрежденной оффшорной компании в валюте и используется вполне легальный путь вывоза валют- ных средств за рубеж, где они и аккумулируются на счетах оффшорной компании. Эти средства уже в виде займов могут быть возвращены рос- сийской фирме. Плата за кредит и страховые платежи значительно уменьшают балансовую прибыль российской фирмы, в связи с чем намно- го снижаются налоговые платежи.

В мировой коммерческой практике, в т.ч. и в России, достаточно ши-

роко распространены экспортно-импортные операции, особенно экспорт- импорт деловых услуг – консалтинговых и маркетинговых. Оффшорные компании такого профиля позволяют на законных основаниях снижать на- логовые выплаты путем минимизации прибыли, используя существующие соглашения об избежание двойного налогообложения, а также вывозить за границу и укрывать валютную выручку на счетах оффшорных банков. При этом никто не рискует, т.к. сведения об оффшорных компаниях носят

«закрытый» характер, и выяснить реального ее владельца зачастую невоз-

можно.

Российская компания

Плата за кредит

Страхование рисков за рубли

Российская страховая компания

Займы

Перестрахование рисков за валюту

Перестра- хованная компания

Рис. 4. Схема использования оффшорных страховых компаний (18, с. 26)

Выбор оффшорной зоны, вида оффшорной компании, разработка схемы финансовых потоков, оформление договорных отношений между всеми компаниями «цепочки» по обеспечению избежания двойного нало- гообложения требуют глубоких профессиональных знаний в области гра- жданского законодательства, а также в области финансово-кредитных, банковских операций и страхования.

Термины и понятия

Промышленный парк «Шеннон».

Стратегия ШФАДК.

Программа «Предпринимательство и новейшая технология».

Специальные экономические зоны Китая.

14 «открытых городов» Китая – ЗЭТР.

Система стимулирования привлечения иностранных инвестиций

Китая.

Оффшорная зона.

Оффшорная компания и оффшорный бизнес.

Вопросы для самопроверки:

1. Что предопределило создание ЗСП в Ирландии и какова ее цель?

2. Каковы стратегия и тактика создания промышленного парка

«Шеннон»?

3. Каковы целевая задача программы «Предпринимательство и но-

вейшая технология» и ее содержание?

4. Какие выводы можно сделать из опыта Ирландии?

5. Какие типы и виды ЗСП созданы в Китае?

6. В чем суть системы правового, организационного и экономическо-

го стимулирования привлечения зарубежных инвестиций в ЗСП Китая?

7. Что является общим в подходах и концепции создания ЗСП в стра-

нах Латинской Америки и ОАЭ?

8. Каковы особенности концепции создания ЗСП в ОАЭ?

9. Какие факторы предопределили создание оффшорных зон?

10. Какова цель стран-учредителей при создании оффшорных зон?

11. В чем принципиальное отличие оффшорных зон от других ви-

дов ЗСП?

12. Какие группы оффшорных зон создаются в зарубежной практике и чем они различаются?

Просмотров: 471 | Добавил: andshinhat | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Поиск
Календарь
«  Апрель 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz