Мой сайт
Главная | Регистрация | Вход
Пятница, 10.05.2024, 02:38
Меню сайта
Мини-чат
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 3
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » 2014 » Апрель » 17 » Создание и функционирование оффшорных зон в Евро
00:38
 

Создание и функционирование оффшорных зон в Евро

Создание и функционирование оффшорных зон в Европе и их значение для России тема диссертации по экономике, полный текст автореферата

Создание и функционирование оффшорных зон в Европе и их значение для России - тема автореферата по экономике, скачайте бесплатно автореферат диссертации в экономической библиотекеАвтореферат
Ученая степень
кандидат экономических наук
Автор
Кочкина, Анастасия Вячеславовна
Место защиты
Москва
Год
2002
Шифр ВАК РФ
08.00.14
Создание и функционирование оффшорных зон в Европе и их значение для России - тема диссертации по экономике, скачайте бесплатно в экономической библиотекеДиссертация

Автореферат диссертации по теме "Создание и функционирование оффшорных зон в Европе и их значение для России"

на правах рукописи

Кочкина Анастасия Вячеславовна

СОЗДАНИЕ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ОФФШОРНЫХ ЗОН В ЕВРОПЕ И ИХ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ РОССИИ

Специальность: 08.00.14 - Мировая экономика

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук

Москва - 2002

Диссертация выполнена на кафедре «Мировая экономика» Института национальной и мировой экономики Государственного университета управления.

Научный руководитель: - доктор экономических наук, профессор

Р.К. Щенин

Официальные оппоненты: - доктор экономических наук

Ведущая организация: Институт мировой экономики и международных

отношений РАН

Диссертационного Совета Д 212.049.06 в Государственном университете управления по адресу: 109542, г. Москва, Рязанский проспект, д. 99.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Государственного университета управления.

А.В. Данильцев

кандидат экономических наук Титов К.В.

Защита состоится « №> /-''//г 2002г. в /У'

часов на заседании

Автореферат разослан « /?<0 2002

Ученый секретарь Диссертационного совета кандидат экономических наук, доцент

И.Б. Родина

Общая характеристика работы

Актуальность работы. Актуальность избранной темы исследования предопределяется рядом факторов. Во-первых, на современном этапе развития экономических отношений в мировой экономике ни одна страна не остается безучастной к процессам, происходящим в масштабах всего земного шара. Безусловно, доминирующим фактором является процесс глобализации во всех его проявлениях. Для различных участников экономических отношений увеличивается степень доступности, открытости различных ресурсов (людских, финансовых, материальных), участвующих в процессе мирового воспроизводства. Это является катализатором для дальнейшего взаимопроникновения экономик разных стран и усиления степени влияния и взаимозависимости данных экономических единиц друг от друга, а также от процессов, происходящих в мировой экономике в целом. Сегодняшний характер международных отношений таков, что ни один сектор национальной экономики не может не ощущать воздействия международных факторов.

Во-вторых, явление оффшорных зон в конце 20 в. стало неотъемлемым элементом функционирования мировой экономики. Практика использования оффшорных компаний как составляющая налогового планирования в повседневной деятельности большого количества предприятий, от крупных транснациональных корпораций до мелких предпринимателей и частных лиц, стала естественным элементом бизнеса. Деятельность участников рыночных отношений в рамках их торговых и финансовых операций может, и чаще всего выстраивается с использованием компаний в оффшорных зонах. Оффшорные зоны, первоначально вторгнувшиеся в экономическую жизнь как некий феномен, стали частью повседневной деятельности международных компаний.

В-третьих, по признанию многих современных экономистов, оффшорные зоны представляют собой сложное, комплексное, многогранное явление, отношение к которому сложилось далеко неоднозначное. Получившая широкое распространение оффшорная практика стала одним из самых заметных явлений современной мировой экономики наряду с развивающимися интеграционными

процессами. Масштабы функционирования оффшорных зон позволяют говорить о формировании так называемой «оффшорной индустрии» в странах, практикующих оффшорные режимы. Во многих случаях развитие этой «оффшорной индустрии» становится приоритетом, стратегически важным направлением в экономике.

В-четвертых, другой характерной приметой времени стали участившиеся обвинения в адрес оффшорных зон в «отмывании» денег, в пособничестве уклонению от налогообложения, и даже покровительстве терроризму. Актуальность данной проблемы подчеркивает ожесточившаяся в начале 21 в. тенденция гонения на оффшорные зоны. Считается, что существование оффшорных зон на территории Европы препятствует унификации налогового права и, следовательно, углублению самих интеграционных процессов.

В рамках настоящего исследования автор не ставил своей целыо доскональное изучение всех методов налогового планирования с использованием оффшорных зон. Основные принципы использования оффшорных компаний являются частным проявлением данного экономического образования. Диссертационная работа посвящена изучению оффшорных зон как исключительного и противоречивого по своему характеру и сущности явления экономической жизни на примере европейского региона.

Цель диссертационного исследования состоит в выявлении особенностей функционирования европейских оффшорных зон; раскрытии комплекса взаимосвязей с потребителями оффшорных услуг, государствами, практикующими оффшорные режимы, другими странами; определении места и роли европейских оффшорных зон в мировой экономике в целом.

Для раскрытия темы работы и для достижения поставленной цели необходимо последовательное решение ряда задач:

- определить объективную необходимость и этапы образования оффшорных зон, выявить основные предпосылки и факторы, влияющие на их формирование и развитие;

- раскрыть основные принципы функционирования оффшорных зон;

- провести классификацию оффшорных зон;

- идентифицировать основные экономические показатели оффшорных зон Европы;

- определить характерные черты, присущие европейским оффшорным зонам;

- оценить место, которое занимают европейские оффшорные зоны в международной предпринимательской деятельности;

- выявить взаимосвязи оффшорных зон Европы с нелегальным бизнесом;

- раскрыть опыт взаимодействия оффшорных режимов с остальным экономическим сообществом и определить их место в мировой экономике;

- определить основные направления и перспективы развития оффшорных зон Европы;

- раскрыть взаимосвязи европейских оффшорных зон с российской экономикой;

- классифицировать основные принципы создания и опыт функционирования оффшорных зон на конкретных примерах;

- оценить целесообразность и возможность создания оффшорной зоны на территории Российской Федерации.

Объектом исследования являются оффшорные зоны европейского региона.

Предметом исследования является комплекс экономических взаимоотношений европейских оффшорных зон с остальными участниками международной экономической деятельности.

Теоретической и методологической основой исследования являются труды известных российских и зарубежных экономистов в области изучения оффшорных зон, проблем легализации доходов, полученных незаконным путем, тематики международных налоговых соглашений, корпоративного управления и посвященные теме глобализации мировой экономики и Европейской интеграции в целом, среди них: Абрамов Е.А., Бутов В.И., Голубков Д.Ю., Горбунов А.Р., Гурзенкин В.В., Гуцериев М.С., Долгов С.И.,

Иванов ЭЛ., Игнатов В.Г., Фаминский И.П., Шеховцов Н.О, Кашин В.А., Коен Ар, Коттке К., Матридис К., Митчелл Д., Погорлецкий А.И., Сутырин С.Ф., Улыбышева Е.Н., Ушаков Д.Л., Шамбост Эд., и др.

При исследовании предмета диссертации автором широко использовались данные, представленные в материалах следующих научных организаций: Институт мировой экономики и международных отношений РАН, Институт Европы РАН, Институт экономики РАН, Международный фонд социально-экономических и политологических исследований (Горбачев-Фонд), Фонд «Бюро экономического анализа», ОЭСР Консультационный комитет в рамках ОЭСР по бизнесу и индустрии (BIAC), Американский центр экономических исследований The Heritage Foundation, Специальная финансовая комиссия по проблемам отмывания денег (FATF), Европейский финансовый комитет (ECOFIN), Комиссия Европейского Союза, Институт Адама Смита (Великобритания). Применялись статистические данные Международного валютного фонда, Всемирного банка и Банка международных расчетов.

Метод исследования. Для выработки целостного представления об оффшорных зонах использовался системный подход. Его суть состоит в том, что такое сложное и противоречивое по своей сути экономическое явление, как оффшорные зоны, рассматривается в комплексе взаимосвязей с основными тенденциями развития экономического мира в целом. Целостность и характер феномена оффшорных зон можно раскрыть, только принимая во внимание их тесное взаимодействие с другими элементами экономической жизни.

Научная новизна диссертации состоит в том, что в ней уточнены и содержательно обоснованы аспекты деятельности оффшорных зон в Европе и их влияние на экономику России. К основным элементам научной новизны, которые выносятся на защиту, относятся;

1. Обоснован тезис, что возникновение и формирование оффшорных зон в мировой экономике было объективным процессом, обусловленным неразвитостью экономических отношений (стр. 14 -17);

2. Доказано, что для стран, практикующих оффшорные режимы, оффшорные зоны представляют собой не просто экономическое территориальное образование, а целую концепцию развития, «индустрию» услуг (стр. 44 - 55);

3. Выявлена и обоснована положительная роль оффшорных зон как фактора налоговой конкуренции, «невидимой руки», оказывающей давление на величину налоговых ставок и препятствующей установлению конфискационных режимов налогообложения во всем мире (стр. 81- 88);

4. Определена роль оффшорных зон как сосредоточения значительной части мировых активов и одного из источников инвестиционных фондов для других стран, показано отсутствие значительной роли оффшорных зон в процессе «отмывании» «грязных» денег, как в процессе противоположном оффшорному планированию (73 - 80);

5. Оценены перспективы развития оффшорных зон в Европе с учетом тенденций Европейской интеграции и выявлены пути преобразования европейских оффшорных зон (112 -116);

6. Предложена авторская концепция комплексного подхода к оценке факторов, влияющих на развитие оффшорных зон (стр. 142- 152);

7. Разработана концепция центра деловой активности, подходящая дня возможного применения на территории Калининградской области (стр. 170 -180).

Научно-практическое значение исследования заключается в том, что материалы положений и результаты исследования могут способствовать наиболее комплексному, глубокому и тонкому пониманию феномена оффшорных зон и их роли в мировой экономике. Основные выводы, полученные в ходе диссертационного исследования, могут быть использованы законодательными и исполнительными органами в планах по развитию отсталых регионов Российской Федерации.

Отдельные материалы диссертации могут приметаться при подготовке лекций и семинаров по курсу «Мировая экономика» и «Международные

экономические отношения». Некоторые выводы могли бы способствовать более углубленным исследованиям в области оффшорных зон в дальнейшем.

Апробация работы. Основные положения диссертационного исследования изложены автором в научных публикациях и трудах научно-практических конференций.

Структура дисссртационной работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. Основная часть работы изложена на 188 страницах машинописного текста, содержит 18 таблиц и 2 рисунка. Библиография состоит из 129 источников, в том числе 80 - на иностранных языках. Основное содержание диссертации

Во «Введении» раскрыта актуальность темы исследования, сформулированы цели и задачи работы, определен объект и предмет исследования, отражена научная новизна работы, ее теоретическая и практическая значимость.

В первой главе проанализировано становление и формирование оффшорных зон, раскрыты причины их возникновения. Предложена классификация оффшорных зон, выявлено их эволюционное развитие, идентифицированы экономические показатели основных оффшорных зон Европейского региона, выявлены их характерные черты.

По мнению автора, учитывая многогранность термина «оффшорный», его следует употреблять по отношению к любой деятельности, осуществляемой вне пределов определенной территории, таким образом, смысл данного термина остается неизменным. . В свою очередь «оффшорная зона» определяет территорию, по отношению к которой какая-либо деятельность, зарегистрированная на ее территории, осуществляется за ее пределами.

Возникновение оффшорных зон было объективным процессом, обусловленным становлением мировой хозяйственной системы в целом и неразвитостью экономических отношений в частности. Последнее выражалось в тяжелом налоговом бремени и неопределенности в собственной

экономической политике со стороны бывших колониальных территорий. Одновременно интернационализация хозяйственной жизни создала основу для развития нового уровня организации взаимоотношений экономических субъектов, и сделало возможным использование оффшорных зон.

Дальнейшему развитию оффшорных зон способствовало стирание экономических границ между странами в результате набирающего обороты процесса глобализации экономики, развитие НТП, усиление налогового давления в отдельных государствах, а также конкурентные преимущества самих оффшорных зон и их способность превращаться в «центры прибыли».

Автором предложена собственная классификация оффшорных юрисдикций: классические оффшорные зоны, центры международного бизнеса, налоговые ниши. В рамках работы к оффшорным юрисдикциям Европы отнесены: Андорра, Венгрия, Гибралтар, Дания, Кипр, Лихтенштейн, Люксембург, о. Мэн, о. Мадера, Мальта, Монако, Нормандские острова (Гернси, Джерси, Олдерни, Саркс), Нидерланды, Швейцария, Черногория. Практически все оффшорные территории Европы представляют собой небольшие, и даже мини-государства. Крохотные размеры государств, и отсутствие на их территориях практически всех природных ресурсов обрекают их на поиски основных источников доходов в туризме и оффшорной деятельности. Здесь оффшорная деятельность принимает характер индустрии.

Одна треть оффшорных юрисдикций Европы - Гибралтар, Нормандские о-ва, о. Мадейра, Кипр, Лихтенштейн представляют собой функциональный тип оффшорных зон, где оффшорная деятельность полностью интегрировалась в экономику страны и приносит в бюджет более 25% ВНП и обеспечивает занятостью более 12% трудоспособного населения. В Люксембурге и Швейцарии оффшорная деятельность является одной из составляющих экономик данных стран и приносит в бюджет от 10% до 24% ВНП, обеспечивает занятостью население от 3% до 11%. В Венгрии, Дании, Мальте и Нидерландах оффшорных сектор является номинальным, в нем задействовано менее 3% населения и за счет него формируется до 10% ВНП.

Все оффшорные территории Европы подвержены политическому и экономическому влиянию со стороны ЕС. По форме, за исключением Гибралтара и Мадейры, все оффшорные зоны Европы являются центрами международного бизнеса или налоговыми нишами. У всех имеется хорошая репутация и законодательства, способствующие раскрытию налоговых преступлений и противодействующие отмыванию «грязных» денег.

Оффшорная активность в Европе получила большое распространение. На начало 2000г. в реестре предприятий о. Мэн было зарегистрировано почти 40 тыс. компаний, а на депозитных счетах в банках о. Мэн хранится 22,96 млрд. фт. ст. Объем банковских депозитов о. Джерси на конец 2001 г. составил 125,66 млрд. фт. ст., а объем финансовых активов о. Гернси достиг величины в 32 млрд. фт. ст. На Гибралтаре зарегистрировано более 55 000 оффшорных компаний, а Люксембург занимает третье по значению место в европейском финансовом рынке после Лондона и Парижа. Средства частных инвесторов, вложенные в люксембургские банки, оцениваются в 200 млрд. долл. США. Оффшорный сектор Кипра насчитывает почти 47 тыс. компаний, а активы 146 кипрских банковских учреждений оцениваются почти 10,8 млрд. долл. США.

Во второй главе выявляется связь оффшорных зон с деловой активностью в Европе, определяются основные мотивы использования оффшорных компаний, выявляется связь оффшорных зон с нелегальным бизнесом, определяется роль и значение оффшорных зон в налоговой конкуренции. В работе анализируются отношения стран с высоким уровнем налогообложения и оффшорных зон, выявляются тенденции дальнейшего развития оффшорных зон, оцениваются возможные последствия закрытия оффшорных режимов и состояние оффшорных зон в Европе в начале 21 в.

В оффшорных зонах, население которых составляет лишь 1,2% от населения всего мира, сосредоточены 26% мировых активов, 31% чистой прибыли американских ТНК. До 50% мирового оборота капитала проходит именно через оффшорные банки, фонды, трасты, страховые компании.

Основной смысл оффшорного финансового планирования заключается в минимизации налогового бремени и используется при осуществлении международных торговых операций в случаях владения правами собственности, осуществлении международных инвестиций, управлении финансами, аккумуляции денежных средств. Оффшорная компания позволяет управлять риском, устранять нежелательные барьеры, преодолевать ограничения и запреты, а также сохранять конфиденциальность. Наличие режима конфиденциальности во многих оффшорных зонах дает основание предполагать их связь с «отмыванием» «грязных» денег, и финансированием терроризма. В 60 оффшорных странах мира сосредоточено 5 трлн. долл. США, из которых 500 млрд. приходится на нелегальные деньги.

Автором показано, что «отмывание» «грязных» денег характерно не только для оффшорных юрисдикции. В современном мире существует огромное количество способов легализации доходов, не прибегая к оффшорным структурам. В большинстве таких операций использование оффшорного инструмента привлекает нежелательное внимание. Процесс легализации доходов противоположен процессу уклонения от налогообложения. В отличие от нечестных налогоплательщиков преступные элементы используют обычные компании с целью показать больший доход, чем такая компания смогла бы заработать. Большинство международных скандалов, связанных с «отмыванием» денег, затрагивает страны - члены ОЭСР, именно там генерируется криминальный доход, а основная часть «грязных» денег проходит через банки Нью-Йорка и Лондона. Тем не менее, роль оффшорных зон в данном процессе есть, и виной тому оболочные банки, которые не имеют физического присутствия ни в одной юрисдикции. Отследить прохождение денежных средств с участием таких банков в корреспондентских отношениях является затруднительным. В последнее время такие банки практически не регистрируются.

Другой особенностью оффшорных зон является наличие у них конкурентного потенциала по сравнению с другими странами, где уровень

налогообложения традиционно высок. Проводя параллель между государствами в мировой экономике и компаниями на рынке, молено рассматривать страны как конкурентов, которые посредством уровня налогообложения пытаются привлечь к себе как можно большее число потребителей - налогоплательщиков. Это явление называется налоговой конкуренцией. Перемещая деловую активность в страны с более подходящими условиями налогообложения, налогоплательщик дает понять государству, что он не готов заплатить налоги в своей стране, так как их уровень не соответствует ни его затратам, ни уровню общественных благ, представляемых взамен государством. Наличие «невидимой руки», которая оказывает давление на величину налоговых ставок во всем мире, является основным положительным эффектом налоговой конкуренции. Это удерживает правительства разных стран от введения конфискационных режимов налогообложения, что отрицательно сказывалось бы на экономике в целом.

Оффшорные страны с низким уровнем налогообложения в контексте тяжелого налогового бремени стран членов ОЭСР можно рассматривать как дополнительный источник инвестиционных фондов. Для промышленно развитых стран существование оффшорных зон ставит под угрозу наполнение их бюджетов. Однако именно высокие налоговые ставки, а не преференциальные налоговые режимы становятся причиной налоговых диспропорций. Оффшорные зоны существуют потому, что в других странах слишком высок уровень налогообложения.

Современные отношения промышленно развитых стран с оффшорными зонами характеризуются тенденцией к искоренению оффшорных реясимов. Оффшорный принцип вступил в противоречие с европейской тенденцией налоговой гармонизации. Начиная с 1998 г. прослеживается четкая линия давления на оффшорные режимы, которая осуществляется в рамках четырех основных международных организаций: ОЭСР, Форум финансовой стабильности, Специальная финансовая комиссия по вопросам отмывания денег и Комитет ЕС по правилам рыночного поведения. Их целью является

устранение проявлений режима конфиденциальности в оффшорных зонах и выработки единого механизма обмена информацией по налоговым вопросам. Стремление запретить оффшорную деятельность во многих странах может иметь не только положительный аспект (с точки зрения борьбы с утечкой капиталов), но также и негативные последствия. Существует вероятность, что тенденция налоговой гармонизации может обернуться большими налогами для налогоплательщиков, а отсутствие конкуренции со стороны оффшорных зон -установлением конфискационных режимов. Принцип единых налоговых ставок во всех странах не учитывает колебания экономической активности, при которых налоговая ставка является эффективным рычагом регулирования экономики в руках государства. Запрет на оффшорную деятельность может существенно сказаться на экономическом развитии стран, практикующих оффшорные режимы, и нарушает суверенное право государств самостоятельно вырабатывать налоговую политику.

Тем не менее, автор не отрицает необратимость процесса преобразования европейских оффшорных зон. Многие из оффшорных центров Европы прекратят свое существование, другие сильно видоизменятся, добьются прозрачности своего законодательства, частично отменят режим конфиденциальности и в конечном итоге превратятся в традиционные центры финансовой активности. То, что останется от оффшорного бизнеса, переместится в сферу интернет-технологий, и это станет принципиально новым этапом в развитии оффшорных зон.

В третьей главе проведен глубокий анализ современного состояния связей России с оффшорными зонами в Европе, выявлены особенности использования оффшорных зон. В работе раскрывается структурный подход к созданию оффшорных регионов. Выявлены причины неудачного развития оффшорных зон на Мальте и в Ингушетии. Рассматривается возможность применения международного оффшорного опыта на территории РФ.

Число оффшорных компаний российского происхождения составляет несколько десятков тысяч и ежегодно учреждается около 2000 новых. Общая

сумма российских капиталов, укрытых в оффшорных зонах, составляет около 300 млрд. долл. США, а ежегодный объем бегства капитала может быть оценен в 25 млрд. долл. США. Этот процесс соответствует международным тенденциям, где до 50% мирового оборота капитала проходит через оффшорные структуры. Россия вывозит капитал также интенсивно, как и другие промышленно развитые страны. Такая тенденция вступает в противоречие с ситуацией неплатежей внутри страны и ее наполненностью финансовыми капиталами, что объясняется политической и экономической нестабильностью, неадекватностью налогового законодательства.

На долю европейских оффшорных зон (Нормандские о-ва, о. Мэн, Гибралтар, Люксембург, Лихтенштейн, Кипр) приходится более половины оффшорных компаний, регистрируемых россиянами. Российские предприниматели используют оффшорные компании с той же целью, что их иностранные коллеги. Особенностями данного процесса являются широкое применение оффшорных компаний в ситуациях вывода активов крупных предприятий в пользу собственников и их использование для взаиморасчетов между российскими резидентами за пределами страны.

Двойственность ситуации использования оффшорных зон резидентами РФ заключается в том, что данный процесс помогает формированшо новых элементов российского экономического присутствия за рубежом, а также интеграции РФ в мировое сообщество. Российские предприниматели не используют оффшорные компании как инструмент для выхода на международный рынок капиталов, а предпочитают возвращать капиталы на внутренний рынок страны, но уже в форме иностранных инвестиций. В 2001г. Кипр вышел на первое место по объему инвестиций в РФ, на его долю приходится 17% от всех иностранных инвестиций. В последнее время наблюдается сокращение объемов бегства капиталов из страны, что связано с ужесточением контроля над операциями с участием оффшорных компаний, с начавшейся налоговой реформой и наметившейся тенденцией к либерализации валютного регулирования.

Целями создания оффшорной зоны служат: стремление стран сформировать «центр прибыли» на своих территориях при отсутствии собственных ресурсов; развитие сопутствующих отраслей; решение социальных проблем; увеличение доходности бюджета за счет роста налоговых поступлений; привлечение иностранных денежных средств для развития собственной финансовой и банковской инфраструктуры.

Анализ оффшорных зон позволяет сделать следующие выводы об их организационных особенностях. В отличие от СЭЗ оффшорные зоны чаще всего формируются на анклавных территориях, для их развития определяющим является наличие развитой системы телекоммуникаций и высококвалифицированного персонала, они больше подвержены влиянию внешних факторов, чем СЭЗ другого типа. Конечным продуктом оффшорных зон являются услуги. Жесткая конкуренция между самими оффшорными зонами превращает их услуги в товар, поэтому ежегодно прекращают свое существование 2-3 оффшорных региона, а из 60-80 оффшорных зон более 1/3 находится в состоянии упадка. Наглядным примером служит Мальта, где уровень налогообложения и условия функционирования оффшорных компаний не выдерживали конкуренции со стороны Кипра.

Неудача оффшорного опыта РФ в Ингушетии объясняется следующими факторами: создание зоны носило экспериментальный характер; изначально не был предусмотрен долгосрочный план развития зоны; не выдерживался принцип нерезидентности оффшорных компаний; максимальное количество оффшорных компаний было ограничено; не разрешалось регистрировать компании отдельных видов деятельности; компании обязаны были иметь счета и обслуживаться только через уполномоченные банки; все дела по регистрации и обслуживанию компаний вела одна коммерческая финансовая группа; величина регистрационного сбора с компаний была высока; налоговые льготы компаниям предоставлялись за счет бюджетных ссуд.

Проведенное исследование европейского опыта создания и функционирования оффшорных образований позволяет автору делать выводы о

возможности его применения на территории РФ, в особенности для развития отсталых и сложных по своим экономическим характеристикам регионов.

Создание центра международной бизнеса в Калининградской области (КО) может стать еще и важным геополитическим решением. Интеграционные процессы в Европе в перспективе могут коснуться и КО, и привести к отделению области от страны. КО обладает значительным потенциалом для развития международного центра: - это удачное географическое положение, наличие дешевой высококвалифицированной рабочей силы, развитая банковская инфраструктура, потенциальные возможности превращения в крупный узел телекоммуникаций и развития туристической индустрии.

Наиболее подходящим типом международной активности для развития на территории КО является центр международного бизнеса. При такой организации налогообложение компании составит от 2,5% - до 5% с результатов своей деятельности за пределами РФ, одновременно компании смогут пользоваться преимуществами налоговых соглашений РФ, составлять налоговую отчетность с помощью местных секретарских компаний и даже получат возможность иметь офис на территории центра.

1. Оффшорные зоны являются неотъемлемой частью мирового экономического пространства, а их возникновение было объективным естественным процессом, зародившимся в результате неразвитости экономических отношений. Как зарождение оффшорных зон, так и их исчезновение будет постепенным, имеющим эволюционный характер процессом, объективной реальностью которого станет отсутствие острой необходимости в оффшорном налоговом планировании. Предпосылки для развития такой ситуации создаются набирающим темпы явлением

глобализации. Развитие глобализации, в частности в области унификации налогового права, будет означать начало нового этапа в развитии оффшорных зон - их исчезновение.

2. Оффшорная зона представляет собой целую концепцию развития экономики региона, по значению приравниваемую к отдельной деятельности страны и ведущую за собой развитие других смежных отраслей. Для отсталых регионов оффшорные зоны имеют функциональное значение и способствуют их развитию. Для государства при формировании оффшорного региона должно приниматься во внимание международная составляющая этого явления как индустрии, ориентированной на иностранного инвестора, и учитываться конкуренция между остальными оффшорными зонами. Оффшорным компаниям предоставляются не налоговые льготы - для них формируются специальные экономические правила.

3. Оффшорные зоны - неоднозначное, многогранное явление. Их роль в мировой экономике определяется не только как механизма утечки капиталов и как структуры, делающих возможным спекулятивное поведение капиталов на мировых финансовых рынках, и не столько как инструмента, способствующего «отмыванию» «грязных» денег, сколько как фактора, имеющего и положительную роль в мировой экономике. Таким положительным элементом является налоговая конкуренция, когда оффшорные зоны выступают как альтернатива странам с высоким уровнем налогообложения и препятствуют установлению конфискационных налоговых режимов.

4. Дальнейшее развитие оффшорных зоны Европы зависит от политики ЕС. Европейская интеграция, в свое время способствовавшая развитию оффшорных зон, сегодня перешла в фазу, которая угрожает их уничтожением. Расширение границ ЕС и усиление его влияния в европейском регионе будет приближать по времени планы налоговой гармонизации единой Европы. Под влиянием данных тенденций обозримы свидетельства преобразования европейских оффшорных зон. Многие из них существенно видоизменятся, оффшорный бизнес переместится в сферу интернет-технологий, некоторые из оффшорных зон просто перестанут существовать.

5. Отличительной особенностью использования оффшорных зон в РФ является возвращение в РФ вывезенного ранее в оффшорные зоны капитала

уже в виде иностранных инвестиций, и не использование российскими предпринимателями возможностей, предоставляемых оффшорными структурами для выхода на мировой рынок капиталов. Определенный интерес для РФ представляет европейский опыт функционирования оффшорных зон, который выступает как материал для анализа неудачного оффшорного зонирования в прошлом, и как инструмент для развития отдельных регионов, находящихся в трудном экономическом положении, в будущем.

По теме диссертации опубликованы следующие работы:

1. Кочкина A.B. Tax Competition in the Modera World// Материалы научно-практической конференции аспирантов и студентов МГЛУ «Российская экономика в контексте современных тенденций развития мирохозяйственных связей» 04.04.2001- М. 2002 - 0,15 пл.;

2. Кочкина A.B. Kaliningrad Potential as an Offshore СеЩег//Материалы научно-практической конференции аспирантов и студентов МГЛУ «Россия: экономическое развитие и современные тенденции глобализации» 28.03.2002 -в печати - 0,15 п.л.;

3. Кочкина A.B. Потенциал Калининградской области как оффшорной зоны// Материалы научно-практической конференции ГУУ «Реформы в России и проблемы управления» 2002г. - в печати - 0,15 п.л.;

4. Кочкина A.B. Потенциал Калининградской области как оффшорной зоны// Ж-л «Ъ» - 2002 г. в печати - 0,5 п.л.;

5. Кочкина A.B. Современные связи России с оффшорными зонами в Западной Европе// Проблемы и перспективы развития внешнеэкономических связей России с Европейским Союзом - Отчет о научно-исследовательской работеГУУ-М. Per. № 01.2.00 104 313, 2001- 1 п.л.

ЛР№ 020715 от 02.02.98 г. Подп. в печ. 17.05.2002. Формат 60x90/16. Объем 1 печ.л. Тираж 50 экз. Заказ № 512.

Государственный университет управления

Издательский центр ГУУ

109542, Москва, Рязанский проспект, 99

Диссертация: содержание автор диссертационного исследования: кандидат экономических наук , Кочкина, Анастасия Вячеславовна

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ОСНОВЫ СОЗДАНИЯ ОФФШОРНЫХ ЗОН.

1.1. Становление и развитие оффшорных зон.

1.2. Теоретические аспекты деятельности оффшорных регионов.

1.3. Классификация оффшорных юрисдикций.

1.4. Основные экономические показатели оффшорных юрисдикций

ГЛАВА 2. ПРИНЦИПЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ

ОФФШОРНЫХ ЗОН.

2.1. Использование оффшорных зон в легальном и нелегальном бизнесе.

2.2. Роль оффшорных зон в налоговой конкуренции.

2.3. Политика промышленно развитых стран в отношении оффшорных зон.

2.4. Тенденции в развитии оффшорных зон в Европе.

ГЛАВА 3. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЭКОНОМИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ С ОФФШОРНЫМИ ЗОНАМИ.

3.1. Современные связи экономики России с оффшорными зонами в Западной Европе.

3.2. Особенности развития оффшорных регионов, организационно-экономический аспект.

3.3. Возможности развития центра международного бизнеса на территории РФ.

Диссертация: введение по экономике, на тему "Создание и функционирование оффшорных зон в Европе и их значение для России"

Актуальности работы. Актуальность избранной темы исследования предопределяется рядом факторов. Во-первых, на современном этапе развития экономических отношений в мировой экономике ни одна страна не остается безучастной к процессам, происходящим в масштабах всего земного шара. Безусловно, доминирующим фактором является процесс глобализации во всех его проявлениях. Для различных участников экономических отношений увеличивается степень доступности, открытости различных ресурсов (людских, финансовых, материальных), участвующих в процессе мирового воспроизводства. Это является катализатором для дальнейшего взаимопроникновения экономик разных стран и усиления степени влияния и взаимозависимости данных экономических единиц друг от друга, а также от процессов, происходящих в мировой экономике в целом. Сегодняшний характер международных отношений таков, что ни один сектор национальной экономики не может не ощущать воздействия международных факторов. Каждый национальный производитель подвержен влиянию процессов, происходящих на международном уровне.

Во-вторых, явление оффшорных зон в конце XX в. стало неотъемлемым элементом функционирования мировой экономики. Бурное развитие оффшорных зон началось в конце 70-х гг. XX в. Еще через десятилетие оффшорные зоны полностью раскрыли свой потенциал в условиях усиливающихся тенденций глобализации мировой экономики. Практика использования оффшорных компаний как составляющая налогового планирования в повседневной хозяйственной деятельности большого количества предприятий от крупных транснациональных корпораций до мелких индивидуальных предпринимателей и частных лиц стала естественным элементом бизнеса. Деятельность участников рыночных отношений в рамках их торговых и финансовых операций любого характера, может и чаще всего выстраивается с использованием компаний в оффшорных зонах. Оффшорные зоны, первоначально вторгнувшиеся в экономическую жизнь как некий феномен, стали частью повседневной деятельности международных компаний. Тем не менее, их зарождение не было случайным явлением, а было обусловлено рядом закономерностей и развитием всего мирового хозяйства в целом.

В-третьих, по признанию многих современных экономистов, оффшорные зоны представляют собой сложное, комплексное, многогранное явление, отношение к которому сложилось далеко не однозначное. Получившая широкое распространение оффшорная практика стала одним из самых заметных явлений современной мировой экономики наряду с разрастающимися интеграционными процессами. Масштабы функционирования оффшорных зон позволяют говорить о формировании так называемой «оффшорной индустрии» в странах, практикующих оффшорные режимы. Во многих случаях развитие оффшорной индустрии становится приоритетом, стратегически важным направлением в экономике. В отдельных государствах, как правило небольших и расположенных в благоприятных географических районах, до 50% дохода бюджета страны формируется за счет функционирования оффшорного режима и больше одной четверти её населения занято в секторе, обеспечивающим деятельность оффшорных компаний.

В-четвертых, другой характерной приметой времени стали участившиеся обвинения в адрес оффшорных зон в «отмывании» денег, полученных незаконным путем, в пособничестве уклонению от налогообложения, и даже покровительстве терроризму. Актуальность данной проблемы подчеркивает ожесточившаяся в начале XXI в. тенденция гонения на оффшорные зоны, особенно в рамках Западной Европы. Считается, что существование специальных налоговых режимов (оффшорных зон) на территории Западной Европы и смежных с ней регионов препятствует унификации налогового права, и, следовательно, углублению самих интеграционных процессов.

В рамках настоящего исследования автор не ставит своей целью доскональное изучение всех техник и методов налогового планирования с использованием оффшорных зон. Основные принципы использования оффшорных компаний в рамках сложившегося правового поля того или иного государства являются частным проявлением данного экономического образования. Диссертационная работа посвящена изучению оффшорных зон как исключительного и противоречивого по своему характеру и сущности явления современной экономической жизни на примере европейского региона. Изучение принципов функционирования и раскрытие всех взаимосвязей оффшорных зон с остальным экономическим миром, а также определение истинной роли оффшорных зон в жизни общества в начале 21 в. являются основными аспектами диссертационного исследования.

В процессе написания диссертационного исследования возник ряд трудностей, связанных с отсутствием подробной и достоверной статистической информации по деятельности оффшорных зон в ряде регионов. Недостаток информации объясняется характером использования оффшорных зон, стремлением стран сохранить конфиденциальность в своей оффшорной зоне, а также объективными трудностями по оценке объемов оффшорной деятельности во всем мире и отсутствием единых статистических данных в данной области.

Другой проблемой является отсутствие единого методологического подхода к рассмотрению и классификации оффшорных зон. Недостаточность теоретических трудов в области оффшорной индустрии, приводящая к однобокости оценок функционирования данного явления, создает определенные трудности при комплексной оценке имеющейся информации по заданной тематике.

Теоретической и методологической основой исследования являются труды известных российских специалистов в области изучения оффшорных зон, среди них: Горбунов А.Р., Гурзенкин В.В., Гуцериев М.С. Игнатов В.Г., Бутов В.И., Ушаков Д.Л., Фаминский И.П., Шеховцов Н.О. и др.

В процессе написания диссертации нашли широкое применение труды зарубежных авторов, таких, как: Коен Ар, Коттке К., Матридис Кипрос, Митчелл Д., Шамбост Эд. и др.

В ходе подготовки диссертации были также изучены работы, посвященные проблеме легализации доходов, полученных незаконным путем, тематике международных налоговых соглашений, корпоративному управлению и теме глобализации мировой экономики и Европейской интеграции в целом: Абрамов Е.А., Голубков Д.Ю., Долгов С.И., Иванов Э.А., Кашин В.А., Погорлецкий А.И., Сутырин С.Ф., Улыбышева Е.Н. и др.,

При исследовании предмета диссертации были использованы данные, представленные в материалах следующих научных организаций: Институт мировой экономики и международных отношений РАН, Институт Европы РАН, Институт экономики РАН, Международный фонд социально-экономических и политологических исследований (Горбачев-Фонд), Фонд «Бюро экономического анализа».

Диссертантом большой объем данных почерпнут из материалов таких международных организаций, как: ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития), Консультационный комитет в рамках ОЭСР по бизнесу и индустрии (BIAC), Американский центр экономических исследований The Heritage Foundation, Специальная финансовая комиссия по проблемам отмывания денег (FATF), Европейский финансовый комитет (ECOFIN), Комиссия Европейского Союза, Институт Адама Смита (Великобритания). Широко были использованы статистические данные Международного валютного фонда, Всемирного банка и Банка международных расчетов.

При написании диссертации автором были использованы российские и зарубежные периодические издания: «Аналитический банковский журнал», «Ведомости», «Коммерсант деньги», «Новая газета», «Российская газета», «Русский фокус», «Сегодня», «Транспортный бизнес в России», «Мировая экономика и международные отношения», «Современная Европа», «Мировые дискуссии», «Эксперт», «Financial Times», «FT Expat», «International The World Wide Guide to Personal Finance», «Observer», «Offshore Express», «Offshore

Update», «Offshore Outlook», «Tax-News.Com», «The Banker», , «The Economic Journal», «The Economist» и др.

Методологической основой работы является системный подход. Он состоит в том, что такое сложное и противоречивое по своей сути экономическое явление, как оффшорные зоны рассматривается в комплексе взаимосвязей с основными тенденциями развития экономического мира в целом. Целостность и характер феномена оффшорных зон можно раскрыть, только принимая во внимание их тесное взаимодействие с другими элементами экономической жизни. Автор полагает, что образование оффшорных зон в Европе, так же как и в других частях земного шара, происходило естественным путем. Как и любое другое экономическое явление, оффшорные зоны обладают позитивными и негативными аспектами деятельности. Их развитие и функционирование несомненно подчиняется основным объективным экономическим законам. Закрытие оффшорных режимов обусловливается естественными объективными процессами, происходящими в рамках развития рыночных отношений, и не может трактоваться как следствие искусственных даже насильственных методов в отношении оффшорных образований.

Цель диссертационного исследования состоит в выявлении особенностей создания и функционирования европейских оффшорных зон; раскрытии комплекса взаимосвязей с потребителями оффшорных услуг, государствами, практикующими оффшорные режимы, другими странами; определении места и роли европейских оффшорных зон в мировой экономике в целом.

Для раскрытия темы работы и для достижения поставленной цели необходимо последовательное решение ряда задач:

- определить объективную необходимость и этапы образования оффшорных зон, выявить основные предпосылки и факторы, влияющие на их формирование и развитие;

- раскрыть основные принципы функционирования оффшорных зон;

- провести классификацию оффшорных зон;

- идентифицировать основные экономические показатели оффшорных зон Европы;

- определить характерные черты, присущие европейским оффшорным зонам;

- оценить место, которое занимают европейские оффшорные зоны в международной предпринимательской деятельности;

- выявить взаимосвязи оффшорных зон Европы с нелегальным бизнесом;

- раскрыть опыт взаимодействия оффшорных режимов с остальным экономическим сообществом и определить их место в мировой экономике;

- определить основные направления и перспективы развития оффшорных зон Европы;

- раскрыть взаимосвязи европейских оффшорных зон с российской экономикой; классифицировать основные принципы создания и опыт функционирования оффшорных зон на конкретных примерах;

- оценить целесообразность и возможность создания оффшорной зоны на территории Российской Федерации.

Объектом исследования являются оффшорные зоны европейского региона.

Предметом исследования является комплекс экономических взаимоотношений европейских оффшорных зон с остальными участниками международной экономической деятельности.

Научная новизна диссертации состоит в том, что в ней уточнены и содержательно обоснованы аспекты деятельности оффшорных зон в Европе и их влияние на экономику России. Диссертантом получены следующие основные результаты:

1. Обоснован тезис, что возникновение и формирование оффшорных зон в мировой экономике было объективным процессом, обусловленным неразвитостью экономических отношений;

2. Доказано, что для стран, практикующих оффшорные режимы, оффшорные зоны представляют собой не просто экономическое территориальное образование, а целую концепцию развития, «индустрию» услуг;

3. Выявлена и обоснована положительная роль оффшорных зон как фактора налоговой конкуренции, «невидимой руки», оказывающей давление на величину налоговых ставок и препятствующей установлению конфискационных режимов налогообложения во всем мире;

4. Определена роль оффшорных зон как сосредоточения значительной части мировых активов и одного из источников инвестиционных фондов для других стран, показано отсутствие значительной роли оффшорных зон в процессе «отмывания» «грязных» денег, как в процессе противоположном оффшорному планированию;

5. Оценены перспективы развития оффшорных зон в Европе с учетом тенденций Европейской интеграции и выявлены пути преобразования европейских оффшорных зон;

6. Предложена авторская концепция комплексного подхода к оценке факторов, влияющих на развитие оффшорных зон;

7. Разработана концепция центра деловой активности, подходящая для возможного применения на территории Калининградской области.

В диссертации содержится анализ целого ряда новых источников, а также ранее не публиковавшихся на русском языке аналитических материалов, которые впервые вводятся автором в научный оборот.

Научно-практическое значение исследования заключается в том, что материалы положений и результаты исследования могут способствовать наиболее комплексному, глубокому и тонкому пониманию феномена оффшорных зон и их роли в мировой экономике. Основные выводы, полученные в ходе диссертационного исследования, могут быть использованы законодательными и исполнительными органами в планах по развитию отсталых регионов Российской Федерации.

Отдельные материалы диссертации могут применяться при подготовке лекций и семинаров по курсу «Мировая экономика» и «Международные экономические отношения». Некоторые выводы могли бы способствовать более углубленным исследованиям в области оффшорных зон в дальнейшем.

Апробация работы Основные положения диссертационного исследования изложены автором в научных публикациях и трудах научно-практических конференций.

Структура работы. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Диссертация: заключение по теме "Мировая экономика", Кочкина, Анастасия Вячеславовна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1. Исследование этапов возникновения и становления оффшорных зон показало, что оффшорные зоны являются неотъемлемой частью мирового экономического пространства и их возникновение является естественным продолжением эволюционного развития международных экономических отношений. Оффшорные зоны - это не чуждый элемент в структуре мировой экономики, а одна из составляющих ее развития. Возникновение оффшорных зон стало возможно при наличии определенных условий, какими были желание налогоплательщиков, в частности крупных компаний, избежать непосильно тяжелого налогового бремени и желание бывших колониальных территорий вследствие получения экономической самостоятельности обеспечить себя стабильным источником дохода. В послевоенные годы требовался новый стимул в развитии экономических отношений и более эффективное применение имеющимся капиталам. Оффшорные зоны предоставили такую возможность. Возникновение оффшорных зон было обусловлено неразвитостью международных экономических отношений. Как зарождение оффшорных зон, так и их исчезновение будет постепенным, имеющим эволюционный характер процессом, объективной реальностью которого станет отсутствие острой необходимости в оффшорном налоговом планировании. Предпосылки для развития такой ситуации создаются уже сейчас, набирающим темпы явлением глобализации. Развитие глобализации, в частности в области унификации налогового права, будет означать начало нового этапа в развитии оффшорных зон - их исчезновение.

2. Как и для других элементов экономической жизни, для оффшорных зон характерны эволюционные процессы. Сформировавшись, оффшорные зоны превратились в самостоятельный единицу мировой экономики. В ходе работы автором были выявлены и проанализированы три вида оффшорных зон, являющиеся самостоятельными ступенями в эволюционном процессе становления оффшорных зон. Это классические оффшорные зоны, Центры международного бизнеса и налоговые ниши. С точки зрения теории организации оффшорная зона это весьма сложный механизм, которой отражает на себе все внешние явления экономической жизни, а фактом своего возникновения порождает целый комплекс новых явлений. Новым в отношении оффшорных зон и регионов, их практикующих, является формирование целой оффшорной деятельности. Оффшорные зоны формируют центры прибыли, притягивающие новые капиталы, вокруг оффшорного бизнеса всегда развиваются сопутствующие сектора экономики. Оффшорная деятельность становится средством, способствующим развитию отсталых регионов.

3. На территории Европы быстрому развитию оффшорных зон способствовала свобода перемещения людей и капитала. Оффшорные зоны Европы возникли на территориях, не отличающихся своей экономической самостоятельностью. Тем не менее, развивая оффшорный сектор, данные территории стремятся подчеркнуть свою независимость от покровительствующей стороны. Создание оффшорной зоны всегда подразумевает обострение фактора обособленности региона, которая выражается в политическом, но не в экономическом аспекте. Характерной чертой европейских оффшорных зон является их принадлежность к Центрам международного бизнеса. Это подчеркивает респектабельность европейского региона и желание европейского потребителя получать не только чистые налоговые льготы, но и другие уникальные составляющие оффшорного товара, такие, как налоговое планирование высшего качества, надежность, комплексный пакет услуг, высокая репутация и надежность оффшорной структуры. Во всех оффшорных зонах Европы на законодательном уровне приняты меры препятствующие «отмыванию» «грязных» денег. В Европе также отсутствуют понятия традиционной конфиденциальности, реестры оффшорных компаний являются общедоступными, а добиться секретности можно только с помощью номинального владения. Оффшорную деятельность европейских юрисдикций можно охарактеризовать как сформировавшееся зрелое, развитое, самостоятельное экономическое явление. Отличительной чертой деятельности европейских оффшорных зон является развитие сопутствующих секторов экономики. Более одной трети оффшорных зон являются функциональной составляющей остальной экономики, когда оффшорные зоны полностью интегрируются в экономические отношения того региона, где они развиваются.

4. Чаще всего оффшорные зоны используются для минимизации налогового бремени и сохранения режима конфиденциальности. Применение оффшорных зон распространено с целью устранения нежелательных барьеров в бизнесе и управления риском. Развитость банковской системы, закрепившаяся практика корреспондентских отношений и режим конфиденциальности, распространенный в оффшорных зонах, дают основания для многочисленных обвинений оффшорных юрисдикций в отмывании «грязных денег». Это накладывает отпечаток на репутацию многих оффшорных юрисдикций и дает формальный повод международным организациям для борьбы с существующими оффшорными режимами. В действительности основные фазы отмывания денег имеют место в промышленно развитых странах и крупных международных финансовых неоффшорных центрах. Такая практика меньше привлекает внимание компетентных органов и позволяет операциям по отмыванию денег быть затерянными в многочисленных других финансовых сделках. Борьба с нелегальным бизнесом делает оффшорные зоны более прозрачными, исчезают традиционные понятия конфиденциальности. Предприниматели так же, как и оффшорные юрисдикции, все более становятся заинтересованными в надежной положительной репутации своего бизнеса.

5. Функционирование оффшорных зон в мировой экономике несет на себе большой заряд положительной энергии регулирующего характера. В условиях глобализации международных экономических отношений, когда экономики отдельно взятых стран характеризуются отношениями взаимопроникновения и формируют новое экономическое пространство, различия в уровнях налогообложения можно рассматривать как еще один фактор конкурентной борьбы. Главной концепцией, послужившей основой данной диссертации, является рассмотрение стран в мировой экономике как конкурентов, клиентами которых являются налогоплательщики. В этой связи «оффшорная индустрия» является одним из способов привлечения новых клиентов. В ходе диссертационного исследования была проведена параллель между странами с различным уровнем налогообложения в мировой экономике и компаниями, действующими на конкурентном рынке. Было показано, что конкурентная борьба между странами по уровню налогообложения оказывает положительное воздействие на экономическое развитие как отдельно взятых стран, так и мировой экономике в целом.

6. Современные взаимоотношения промышленно развитых стран и оффшорных зон характеризуются тенденцией к искоренению оффшорных режимов, особенно в пределах Европы. Оффшорный принцип вступил в противоречие с набирающей темпы глобализации экономики, а точнее с европейской тенденцией налоговой гармонизации. Воздействие международных организаций на оффшорные зоны мира происходит под эгидой борьбы с нечестной налоговой конкуренцией и «отмыванием» «грязных денег». Целью является устранение различного рода проявлений режима конфиденциальности в оффшорных зонах и выработки единого механизм

Просмотров: 560 | Добавил: andshinhat | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Поиск
Календарь
«  Апрель 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz